Спустя 4 года, я снова в Японии. На этот раз от поездки остались не только фотографии и текст, но и некоторое количество видеоматериалов, так что постараюсь изложить отчет и в новом для себя формате.
А теперь фото и текст:
Очередная поездка оказалась достаточно спонтанной, из-за чего страдала подготовка, кошелек и организм, которому предстояло выдержать 3 перелета и бомжевание в аэропортах, в каждую сторону продолжительностью более суток.
В Японию через Катар
Летели через Катар, что давало некоторую экономию финансов. Цены Аэрофлота на прямой перелет удивили неприятно.
Так 19 августа 2014 года вылетели в Москву, затем после 5 часов в Домодедово отправились в Доху, а оттуда уже в международный аэропорт Нарита.
Лететь Катарами оказалось достаточно приятно. Приветливый персонал. Девушка на стойке регистрации сообщила, что на рейс зарегистрированы 3 моих однофамильца и дальше, в том числе при посадке обращалась уже по имени ) Рейс до Дохи — совмещенный с S7, одна из бортпроводниц русскоговорящая.
В Доху прибыли ночью, где нас выгрузили по трапу в автобус. Пару секунд на улице в темноте при температуре +36 оказались сравнимы с пробежкой через помешение сауны.
Дальше километровый забег по траволаторам и короткое ожидание рейса в Токио. На этот раз большой Боинг 777. Третье место рядом с нами свободно — располагаемся с комфортом. Рейс совмещенный с Japan Airlines — экипаж бортпроводниц японский.
Третий по счету перелет, еще 10 часов в воздухе, дались, прямо скажем, нелегко. Спалось плохо. Кресла все сильнее начинают восприниматься орудием пыток, места для ног категорически не хватает.
Нарита Экспресс (NEX) и Токио
Тем не менее, вечером 20 августа мы все-таки оказались в Нарите. Получасовое ожидание в очереди с заполненными миграционными карточками, идентификация отпечатков пальцев, таможенный инспектор по-русски желает «счастливо», и мы официально попадаем на территорию Японии.
В зале ожидания аэропорта снимаю деньги в банкомате (частично наличные йены были заранее куплены в Сбербанке), тут же удается получить пароли к бесплатному вай-фаю для туристов (так и не воспользовались ни разу), затем бегом на JR, где за 1500 йен купили по акции билет Direct Ticket в Токио на Narita Express’е (предложение действует весь 2014 год).
Практически пустые вагоны, приветливая девочка-буфетчица с тележкой развозящая вкусняшки и напитки. Свет неоновых вывесок на темных улицах отдаленных районов приближающегося Токио.
Пересев на электричку, доехали до Акихабары (это входило в стоимость Direct Ticket’а), а там дошли до линии Tsukuba Express и добрались до станции Асакуса. В спешке не всегда находя лифты и эскалаторы, затаскивая чемоданы по лестницам, добежали до отеля Toyoko Inn, где быстро заселились с мечтами о душе и полежать. На месте обнаружили удобные высокие кровати, под которые можно прятать чемоданы в тесном токийском номере, и даже балкончик с панорамой окрестностей с высоты 7-го этажа.
На ресепшене так же был получен пакет с арендованным LTE-роутером, обеспечившим нас мобильным интернетом во все время поездки по Японии. Полезно и не так дорого.
Роутер заказывали тут. Внутри пакета есть еще один конверт, куда нужно будет запаковать роутер и бросить в почтовый ящик перед вылетом из страны.
Переведя дух, выбрались и в конбини, купить перекусить, а заодно прогуляться по району. На следующее утро из отеля предстояло выезжать, так что из чемоданов извлекли только предметы первой необходимости.
На утро выяснилось, что заблаговременная покупка еды была хорошей идеей — завтрак в холле отеля выглядел и пах не очень аппетитно, отчего сбежали обратно в номер и быстро подчистили содержимое холодильника. А затем, схватив чемоданы, отправились их пристраивать до вечера, когда нам предстояло отправиться в Осаку.
На ресепшене багаж с удовольствием приняли, выдав квитанцию и не взяв за хранение ни йены. Путешественникам на заметку.
Большие камеры хранения для чемоданов обошлись бы в 700 йен за сутки, да и на станциях их (больших камер) не так много.
Sky Tree и магазин студии Ghibli
Первый день, это, все же, акклиматизация. День лени. Лень было стоять в очереди 45 минут, чтобы подняться на новую телебашню Sky Tree, которую достроили со времени моего прошлого визита. Но вокруг побродили. Рядом находится магазин студии Ghibli. Наведались и в Акихабару.
В Акибе при покупке проездной карточки Suica к нам подбежал бомж и очень навязчиво помог в этом деле. Надо сказать, что его беглому английскому мог бы обзавидоваться любой японец, а, может быть, и гражданин англоговорящей страны. Оказав нам помощь с покупкой, попросил немного мелочи «на поесть». Дали 300 йен — заработал.
С его английским, преподавать бы где-нибудь в ВУЗе с важным видом, но он — токийский бомж…
Больше в Японии с попрошайничеством не сталкивался. Подозреваю, что оно вообще незаконно.
Междугородние автобусы в Японии
Съездили на Шибую, погуляли. Съели пару онигири из конбини. И все на этом. Жара и усталость сделала свое дело. Назад в отель за чемоданами, после чего на станцию Shinjuku, откуда пешком до автобусного терминала Willer Express.
Выяснилось, что поездки на шинкансенах по меркам рядовых японцев — роскошь.
В ожидании нашего автобуса разговорились с Кейто из Ниигаты. Парню явно хотелось попрактиковаться в английском (эх, ему бы контакты того бомжа!), ну а нам было любопытно неформально пообщаться с кем-то из местных. Выяснилось, что поездки на шинкансенах по меркам рядовых японцев — роскошь. Рассказали про наши JR-пассы, заказанные в этот раз у французов. И совсем другое дело путешествия на автобусах и обычных поездах. Вот выбор рядового японца!
С прошлой поездки в Японию, у меня остался богато изданный буклет по Ниигате на русском языке. Но, как это часто бывает у японцев, основой туристической привлекательности региона была показана еда. Так же, мне было известно, что там находится российское консульство. Вот, пожалуй, и все сведения о городе, которые имелись у меня на тот момент.
По словам же Кейто, Ниигату стоит посетить ради закатов на фоне моря и зимних видов спорта. Что ж, может быть, в следующий раз…
Вскоре прибыл наш автобус до Осаки и началась посадка… Почему, собственно, автобус? Во-первых, это некоторая экономия времени и средств. Переезд ночной, что избавляет от необходимости в отеле. И утром мы оказываемся в Осаке. Во-вторых, это любопытство перед торжеством промдизайна в области общественного транспорта. Наш автобус был оборудован сиденьями типа «кокон» — полузакрытыми раковинами, окружающими некоторое подобие стоматологического кресла.
Только вместо страшного врача — монитор мультимедиа-системы с игровым геймпадом, столик, плед и убаюкивающее покачивание машины, идущей по японским шоссе.
Автобус-кокон туалетами не оборудован. Но каждые 2 часа делает остановку на специально оборудованных стоянках для дальнобойщиков. Там можно сбегать в туалет, купить попить в автомате и вообще размять конечности. Одна проблема — надо запоминать место стоянки, т.к. найти свой автобус среди десятков, если не сотен, грузовиков и таких же автобусов может быть затруднительно. Но, обошлось — всегда находился.
Осака. Район красных фонарей
Около 6-и утра автобус достигает Киото, а в 8 прибываем в Осаку, где и сгружаемся с чемоданами. С багажом особо не погуляешь, потому решаем попробовать так же закинуть их в отель, как было в Токио. Поплутав по мрачным подворотням, все-таки нашли выход к ближайшей станции и довольно быстро добрались до отеля Тойоко-Инн в Джусо, где оплатив свое будущее проживание, пристраиваем чемоданы до заселения.
По поводу выбора отеля и района были опасения. В интернетах Джусо значился как местный аналог квартала красных фонарей с соответствующей публикой. А мы, вроде как, тут не за этим, и выбирали из того, что осталось незанятым в системах бронирования + не сильно бы било по кошельку. Ориентировались на цены до 10000 йен за твин, и так, чтобы не совсем уж хостел.
Но про номер позднее, а с утра нам предстояло бомжевать в Осаке до времени заселения. Заодно осмотреться. Район, надо сказать, совсем не производил впечатление злачного местечка. Уютные торговые галереи, разношерстная публика, станция недалеко. В бордели и массажные салоны никто активно не зазывал — видимо, клиентов хватает и без нас. В общем, район не хуже других — сгодится на 4 ночи.
До заселения оставалось еще 7 часов. Для начала просто присели за столиком в холле отеля, где за баночкой сока из автомата составили план на день.
Честно говоря второй раз оказаться в Осаке не входило в мои планы — после прошлого визита, этот город произвел на меня не самое лучшее впечатление: достаточно грязный, шумный и какой-то тесный, даже по меркам Японии. В довершение ко всему, неудобная транспортная система с маленькими потрепанными электричками, где я не упускал шанса удариться лбом, выходя в чрезмерно низкую дверь вагона, чего, например, в Токио никогда не случалось. Но как транспортный узел в Кансае Осака подходила идеально. И вот пришлось дать этому городу еще один шанс…
Первым делом доехали до центральной станции Осака и поменяли ваучеры на проездной JR-Pass.
Там же в окрестностях станции поднялись повыше, чтобы взглянуть на город, заодно нашли этаж с ресторанчиками (вроде как, в здании имел место быть отель), где и собрались позавтракать. Все заведения тут открывались с 11 часов, и перед каждым заранее начали скапливаться голодные постояльцы. Перед заведениями подемократичнее — толпы, там где подороже — отдельные состоятельные граждане кучкуются. Ну и мы пристроились где-то по середине.
Поели разные виды пасты в итальянском ресторанчике. Все вкусно, цена тоже не космическая — 1700 йен на двоих. Причем, чек приносит официант к столу, а оплачивать его на кассе при выходе.
Коёэн
Дальше по планам у нас был Коёэн. Для моего попутчика, Константина, место паломничество к местам действия аниме Меланхолия Харухи Судзумии, а для меня, шанс выбраться из ненавистной Осаки. Ну и подальше от общепризнанных туристических мест — чем не развлечение? Значит едем.
Садимся на уже известную нам Hankyu Kobe Line, на которой находился наш отель и едем дальше на северо-запад. На станции Shukugawa пересаживаемся на совсем короткую Hankyu Koyo Line. Поезд из трех вагонов идет от начала до конца всего 5 минут с одной остановкой на середине, где пути раздваиваются, чтобы пропускать встречный поезд! В какой еще стране мира станут строить всю железнодорожную инфраструктуру для такого короткого отрезка пути?
Доехав до Коёэна оказываемся на центральной площади, которая да, тоже фигурирует в аниме. Там вообще весь городок был засвечен изрядно. Что не дом, то памятное место. Абригенов, наверное, уже замучали фанаты… Хотя, толп, конечно, не видно. Решаем дойди хотя бы до одного знакового объекта и начинам подъем в гору. Ну, а какое паломничество без горы и тысячи ступеней?
Немного плутаем. Карты везде неподробные. Кроме того, почти все наши гаджеты начинают разряжаться — из-за ночевки в автобусе, а не в отеле, ничего не заряжали уже вторые сутки. Даже дополнительный внешний аккумулятор нас покинул, превратившись в бесполезную нагрузку — его за ночь съел беспроводной роутер, теряя связь вдали от цивилизации во время переезда.
Кроме того, один раз отклонились от маршрута осознанно, приметив живописную тропинку, идущую по склону через лес. Да, была надежда, что сократим наш путь, но идя по ней мы уперлись в храм, заросший паутиной — пришлось возвращаться на нормальную дорогу.
2 километра в гору спустя + некоторая дистанция ввиду навигационных проблем, мы достигли цели — школы на холме, где развивались действия «Меланхолии». Бонусом красивый вид на Осаку, которую сложно увидеть целиком из какой-то другой точки.
Дорога вниз далась нелегко. Приходилось отдыхать, сидя на заграждениях. Все-таки типичная японская августовская погода не располагает к прогулкам по типичному японскому рельефу на второй день после прилета из типичного уральского лета… Но как всегда, отпуск слишком короток, а перелет слишком дорог, чтобы тратить, ставшее драгоценным время, на акклиматизацию. Оставалось лишь убеждать себя, что пассивным отдыхом можно заниматься дома гораздо дешевле, и упрямо идти дальше.
Засветло добрались до отеля и заселились, наконец, в номер. Кресло в автобусе, где пришлось спать прошлой ночью это лучше, чем ничего, но нормальная кровать все-таки лучше подходит для сна.
Отель в Осаке. Еда из магазина
Номер в Тойоко Инн был похож на токийский. Только вот балкона нет. Но с этим недостатком можно было смириться легко.
Немного более серьезным недостатком был прожектор за окном, освещающий стену здания. Шторы делали его свет не таким навязчивым, но из-за щелей между ними казалось, что на улице всегда день. Лишь сжатая в кулак воля и навязчивый присмотр за часами помогали загнать себя спать вовремя, чтобы не проснуться к обеду, бездарно потратив полдня.
Кстати, о еде. Тем же вечером пришлось выползти еще раз, чтобы пополнить запасы в холодильнике и поужинать. Некоторые продукты в магазинах ставят белого человека без знания японского в тупик. Соки из неизвестных даров природы, онигири, превращающие свою покупку и поедание в лотерею «угадай вкус по невнятной картинке или без нее», и возникновение самого банального вопроса «как это вообще надо есть?». Поэтому еду старались закупать с запасом (благо маленький холодильник в номере есть почти везде) — вдруг в лотерее случится проигрыш, и еда окажется совсем не съедобной… Такое, правда, случалось всего пару раз — чаще вкус оказывался не хуже внешнего вида.
На выходе из любого японского продуктового магазина еду можно разогреть или залить кипятком, если она того требует. Для этого либо стоят микроволновки для самообслуживания, либо нужно просить кассира (но обычно они уточняют сами). Палочками, ложками и вилками снабжают. Так что полноценно поесть, при необходимости, можно даже на улице.
Итак, наш первый день в Осаке подошел к концу. Со следующего дня у нас начинал действовать проездной на JR и мы могли отправляться на шинкансене куда душе угодно. Однако, вместо этого решили дать себе передышку и погулять по самой Осаке.
Осака ночью
На этом первую часть отчета можно завершать. Читайте в следующей о поездке в зеленый город Фукуока, нелюбимый мной Киото и о продолжении осмотра Осаки.