Япония 2025: Киото, Окаяма, Такаматсу, Фукуока

Япония 2025: Киото, Окаяма, Такаматсу, Фукуока

7 декабря, 2025

Третья часть письменного и фотоотчета о поездке в Японию в июне 2025 года, где мы отправимся в Киото, Окаяму и город Такаматсу на острове Кюсю. 

10 июня: Киото, Окаяма

Дождливый Киото

Итак, 10 июня мы выселились из токийского отеля и отправились в путь. Доехали на метро до станции ближайшей к центральному вокзалу Токио, где изрядно поплутав, едва не опоздали на свой шинкансен. Переход оказался и по поверхности и внутри зданий, и где-то мы сбивались с пути, не найдя нужных указателей. Чуть не заблудились и внутри вокзала среди нескольких направлений шинкансенов. Но в итоге, благополучно сели в свой поезд.

На шинкансене Сакура мы добрались до Киото, где запланировали лишь короткую остановку. Чемоданы сдали в камеру хранения на вокзале — их там достаточно много. Некоторые работают за монеты, но мы нашли с оплатой IC-карточками, где пригодились наши Nimoca. Взяли одну ячейку подходящего размера, куда поместились оба наших чемодана:

Киото встретил дождливой погодой. У нас был запланирован осмотр единственной достопримечательности — храма Fushimi Inari, известного огромным количеством оранжевых ворот торий. 

Не знаю, сколько здесь туристов в хорошую погоду, но даже в дождь в начале маршрута сложно протолкнуться. Чем выше поднимаешься, тем меньше становится людей. Так как время было ограничено, то и до вершины мы не добрались.

Самих нас спасали плащи, которые взяли с собой зная о июньском сезоне дождей. А вот дождевик для рюкзака я захватить забыл, и это было ошибкой. К счастью, вовремя заметил, когда он начал промокать. До нижних отделов с камерой вода не просочилась.

Довольно быстро спустились обратно с горы, заглянули в сувенирные лавки и продуктовый магазин, чтобы купить еды в дорогу и вернулись на вокзал. Забрали чемоданы в камере хранения без приключений.

Окаяма

Следующий шинкансен довез нас до города Окаяма. Там мы заселились в отеле прямо в башне над станцией. Отель JR VIA INN OKAYAMA. То есть буквально жили на вокзале ) Японские поезда особо не шумят, поэтому близость со станцией никак не мешает отдыху. 

В Окаяме погода оказалась лучше чем в Киото — дождя не было. Пошли прогуляться по городу. На удивление, большинство торговых заведений очень рано оказались закрытыми. Город вообще показался очень тихим и спокойным. Из необычных достопримечательностей — тут по центральной улице ходят трамваи. Не такое уж частое явления для японских городов. Так же нашли странную торговую галерею с динозаврами.

Перед наступлением сумерек мы успели дойти до замка Окаямы. Оригинал был уничтожен американцами во время Второй мировой. Так что современная конструкция является репликой уже XX века. Выглядит нарядно. Необычен для японских замков своим черным цветом.

Замок огибает река Асахи (как знаменитое пиво), рядом есть парк. Набережная находится в довольно потрепанном и запущенном состоянии. Заметно, что следят только за самим замком и архитектурным комплексом вокруг него. 

Как и большинство заведений, замок (точнее музей внутри) был уже закрыт. Хотя по территории можно погулять свободно. Парк на другом берегу реки тоже закончил свою работу.

Для нас Окаяма была только пересадочным пунктом и место ночевки после переезда из Токио и Киото. Так что после прогулки мы вернулись на станцию в наш отель. Отель оказался очень комфортным и тихим. А так как город совсем не туристическим, то еще и недорогим.

11 июня: Такаматсу (остров Кюсю)

В этот день у нас был запланирован переезд на Кюсю. Точнее на самый его краешек в город Такаматсу. Изначально я планировал проехать вглубь острова подальше, хоть и без четкой цели, но потом был найден интересный отель именно в Такаматсу. Но об этом позднее. 

Прямой поезд из Окаямы тоже был плюсом. Он идет на Кюсю через длинный мост над морем. Название у поезда соответствующее — Marine Liner. Места с резервом тут в первом вагоне — двухэтажном тепловозе с необычным дизайном. Минус в том, что обычные места расположены на первом этаже, откуда вид открывается, как правило, на заграждения. А на втором этаже располагается люксовый Green class. 

Второй минус — очень неудобно с чемоданом ходить по лестнице внутри вагона. Предполагаю, что из последующих одноэтажных вагонов без резервных мест вид из окна оказывается разумным компромиссом.

По приезду в Такаматсу у нас было еще несколько часов до заселения в отель. Поэтому сдали чемоданы в камеру хранения и отправились гулять. 

Дошли до набережной и маяка. Отсюда открывается красивый вид на пролив между островами Кюсю и Хонсю. Ширина его больше 10 км. В хорошую погоду, вероятно Хонсю был бы виден, но в этот день в дымке виднелись только множество мелких островков в проливе.

После набережной зашли посмотреть на руины замка Такаматсу. Вход платный, но цена символическая. От замка осталось только каменное основание возвышающееся над рвом. По рву катают туристов на лодочке и можно кормить рыб специально купленным кормом.

Есть и симпатичный сад, но частично он и его постройки были закрыты на реконструкцию.

Во второй половине дня вернулись к станции. Вообще, у отеля, в который мы отправлялись была возможность заранее заказать трансфер, но об этом мы прочитали на сайте слишком поздно. Была надежда, что мы увидим какой-то автобус в обозначенном месте, забирающем других постояльцев. Но ничего подобного в указанный час мы не обнаружили. Так что решили ехать своим ходом на поезде. 

Но прежде чем ехать, зашли поесть удона в лапшичную прямо напротив вокзала. Как гласила историческая справка, Кюсю является то ли родиной удона вообще, то ли какого-то определенного способа его готовить (тут мнения в интернете расходятся).

Автомата для приема заказов тут не было. Лапшу заказывали у живого сотрудника — достаточно показать на картинку. А его знаний английского хватало, чтобы уточнить размер порции. Дальше на поднос можно было просто взять дополнительные закуски, типа креветки темпуры и напитки. И в конце оплата кассирше — в общем, как в обычной столовой.

Надо признать, удон тут и правда очень вкусный, хоть не являюсь его поклонником.

После обеда забрали наши чемоданы из камеры хранения и отправились обратно на станцию, чтобы доехать до отеля. Локальный поезд в нужном нам направлении, как оказалось, состоит всего из одного вагона — то, что у нас принято называть автомотрисой, или рельсовым автобусом. Для проезда воспользовались JR Pass, который показали машинисту. 

Ехать нужно было недалеко — всего одну станцию. Но вот дальше столкнулись с частой проблемой, когда пытаешься оценить расстояние по карте. Крутой подъем в гору, где был расположен отель. Даже на гугл панорамах он выглядел более пологим. Лезть туда с чемоданами стало казаться сомнительной затеей. 

Поднявшись до ближайшего поворота, остановились передохнуть, но тут со стороны отеля показался микроавтобус. Водитель притормозил и достал список гостей, нашел в нем мою фамилию и пригласил в салон. Большую часть подъема мы преодолели уже с комфортом.

В отеле нас встретили. На приемлемом английском объяснили все подробности: время завтрака и расположение доступных услуг, вроде ресторана и онсена. Спросили, в какое время нам расстелить футоны для сна. Уточнили и время отъезда, чтобы предоставить трансфер до вокзала.

Дополнительно оценили на глаз наше «гайдзинское» телосложение и выдали юкаты по размеру, уточнив, что везде по территории отеля можно ходить в них. Потом в номере нашлись и более ходовые для японцев размеры. Но, видимо, нам, по мнению персонала, они могли не подойти.

Размер номера произвел впечатление — как у полноценной квартиры. Раздельный санузел, коридор, прихожая, огромная гардеробная. Где-то в столичных городах ожидать такого, конечно, не приходится.

Ну и самое главное — открытая ванна на террасе с водой из горячего источника. 

Когда меня спрашивают, что стоит обязательно посетить в Японии и что обязательно нужно попробовать, я отвечаю, что это не Фудзи и суши, а отдых в рёкане с онсеном. Каждый раз из трех визитов в Японию я ездил в разные онсены и ни разу не пожалел о потраченных средствах.

Отель Yunagi no Yu Hanajyukai я забронировал почти в последний момент, отменив другую бронь. Регулярно мониторил сайты бронирования - и вот появился этот вариант. Возможность снять шикарный номер с собственным онсеном, но без обеда. Обед в японском стиле удовольствие не из дешевых, и добавляет к стоимости номера процентов 30. Так вот, когда появилась опция брони без него, удалось неплохо сэкономить. Ну а чтобы распробовать экзотичную японскую кухню достаточно и традиционного завтрака, который все равно входил в стоимость.

Так что вечер мы посвятили еде из супермаркета, фотосессии в юкатах и купанию на свежем воздухе. Под конец отпуска, после стольких перелетов, переездов и километров пешком, вся накопившаяся усталость чудесным образом смывается геотермальной водой. 

12 июня: Фукуока и последний день перед отъездом

На следующий день нас ждал завтрак в ресторане отеля. Подавали 13 блюд (я пересчитал). Японская кухня — это, в большинстве своем, конечно, не суши и рамен, вопреки стереотипам. И вообще, штука на любителя (я к ним не отношусь). Но в таком вот завтраке можно даже просто попробовать всего понемногу — и ты уже сыт. 

А тем временем японцы, сметают все, что дали, да еще и в 2 раза быстрее тебя. Как это в них все помещается мне лично непонятно. 

Сразу после завтрака забрали наши вещи из номера, расплатились за отель. После чего нас вместе с другими гостями отвезли на уже знакомом микроавтобусе на вокзал.

Оставшееся до поезда время потратили на походы по магазинам тут же на станции. Благо, большинство крупных станций в Японии являются еще и торговым центром. После чего на уже знакомом поезде Marine Liner отправились обратно в Окаяму.

В Окаяме была очень короткая пересадка на шинкансен до Фукуоки, который вернул нас в начальную и конечную точку нашего путешествия по Японии. 

Фукуока

В этот раз Фукуока встретила нас дождливой погодой. Отель на последнюю ночь забронировали в центре города, вблизи станции Хаката, чтобы не тратить последние часы в Японии на переезды.

Заселились в отель The Lively Fukuoka Hakata. Стильное место, с крутым дизайном лобби и номеров. После оформления девушка на ресепшене даже удивила нас приветствием на русском. Из минусов номера могу отметить только пыль на многочисленных деталях декора. И низкие потолки для моего роста в ванной комнате — стоя мыть голову уже сложновато. Хотя, казалось бы, современные японцы уже не такие  и низкие. Но в остальном, отель оставил очень хорошие впечатления. Можно смело рекомендовать. Из бонусов — вечером обещают бесплатное пиво в баре, а еще можно взять в прокат велосипед. 

Последний вечер в Японии мы потратили на шоппинг (одежда и виниловые пластинки). Ужин в лапшичной и вечернюю прогулку под дождем обратно в отель.

На следующее утро начался наш путь домой. На метро доехали до аэропорта Фукуоки. Далее на автобусе до международного терминала. Перед регистрацией пассажиров из РФ поджидает таможенник и предлагает заполнить анкету о том, что вы не вывозите наличные йены из страны. Очередь на регистрацию двигалась ну очень медленно. Когда дошли до стойки, нас разочаровали, что мест рядом на рейсе из Шанхая до Москвы уже нет. Что ж, согласились на раздельные. Это издержки коротких пересадок.

Из Фукуоки до Шанхая долетели без каких-то запоминающихся моментов. А в Шанхае, помня о короткой пересадке, бежали на паспортный контроль почти бегом. Удачно сориентировались. Указанный в посадочном гейт был изменен на другой и на поезде в этот раз ехать не пришлось. Контроль прошли быстро, так как все из карманов заранее переложили в поясные сумки, которые легко снять. В итоге, минут через 20 уже сидели в зале вылета. Таким образом пересадка длительностью в 2 часа 40 минут оказалась совсем не страшной в нашем случае. Еще 2 часа просто сидели в ожидании вылета у гейта. А затем долгий перелет в Москву…

На удивление, обратная дорога показалась не такой утомительной, как путь вперед. В долгих полетах отлично спасают аудиокниги и хорошее питание на борту.

В Москве пересадка была тоже не очень долгой. Успели перекусить в переполненном бизнес-зале, после чего оставался только двухчасовой рейс в Пермь. 

Итоги. Очень рад был посетить Японию после десятилетнего перерыва. Многое в ней поменялось: что-то к лучшему, что-то к худшему. 

Для себя сделал вывод, что сейчас стоит при составлении маршрута больше времени уделять менее попсовым среди туристов местам. Крупные города можно использовать в качестве транспортных хабов. А оттуда уже, благодаря совершенной железнодорожной системе, ездить по интересующим вас достопримечательностям. 

В общем-то так и получилось во время нашей поездки. Раньше и подумать не мог, что доеду однажды до самого Хоккайдо.

Стоит ли посещать Токио, Осаку, Киото? Если едите в Японию впервые, то однозначно да. Но наплыв туристов и выросшие вслед за этим цены как бы намекают: «Хей, в этой стране есть много других интересных мест. Распланируй свой отпуск правильно!». Внутренние перелеты в Японии очень дешевые. Есть варианты посмотреть всю страну.

Самые интересные впечатления от этой поездки лично у меня:

Немного испортила впечатление погода. Июнь — сезон дождей, как никак. Под дождь мы попали всего 2 раза: в Саппоро и в Киото. Был и холодный сильный ветер в один из дней, когда мы добрались до Токийского залива на Одайбе:

Зато в тот же день неожиданно для этого сезона нам частично открылась Фудзи:

Запомнился джазовый концерт, прогулки по тихим вечерним улицам и необычное явление в облаках, похожее на цветную галлюцинацию:

В общем, будет что вспомнить. А тысячи фотографий и видео из поездки, не дадут это забыть.

  1. Япония 2025. Часть первая: Кюсю и Хоккайдо
  2. Япония 2025. Часть вторая: Токио, Камакура и Фудзи

Предыдущие поездки в Японию: